Хронологическая лента
ключевых вех развития школьного медиаобразования в Минске
с указанием точных дат и ссылок на источники
1981 — одно из первых упоминаний школьного телевидения в Минске — В летописи Средней школы №4 отмечено, что «с 1981 года успешно работает школьное телевидение». Это прямое свидетельство, что практики школьного видеопроизводства существовали уже в начале 1980-х.
1990-е — формирование печатных и кружковых медиа в школах (общая волна) — В 1990-х на фоне трансформации образования появляется много школьных газет, литературных и журналистских кружков; данные по отдельным школам чаще встречаются во внутренних летописях и архивах школ. Публичных централизованных реестров тогда не велось (точные даты открытия первых «медиацентров» в этот период в открытых источниках не зафиксированы). Обзорное подтверждение наличия школьных медиа — в общем академическом/методическом обсуждении периода [Медиаобразование через медиатворчество: реальные практики… / Якушина Е.В. и др.]
2000-е — 2010-е: переход к цифровым форматам, появление школьных видеостудий и сайтов — С распространением интернета и видеооборудования многие школы начинали собственные сайты, видеостудии и регулярные медиа-проекты; сведения фиксируются на сайтах отдельных школ и в городских методических порталах (примеры — отдельные гимназии и школы с собственными медиаформатами).
В Минске, как и по всей Беларуси, в период с 2020 по 2025 год наблюдается активное развитие школьных медиацентров и инициатив, направленных на формирование медиаграмотности, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Общие тенденция и поддержка таких инициатив
Приоритет медиаобразования: Министерство образования Республики Беларусь, а также Комитет по образованию Мингорисполкома, уделяют значительное внимание развитию медиаграмотности и цифровых навыков у школьников. Создание школьных медиацентров рассматривается как практическая площадка для реализации этих целей.
Разнообразие форм: Школьные медиацентры принимают различные формы:
* Школьные газеты и журналы: как в печатном, так и в онлайн-формате.
* Школьное телевидение: создание новостных выпусков, репортажей, интервью.
* Школьное радио: подкасты, новостные блоки, музыкальные программы.
* Пресс-центры и блоги: ведение страниц в социальных сетях, создание фото- и видеоконтента для школьного сайта.
Конкурсы и фестивали: Ежегодно проводятся городские и республиканские конкурсы и фестивали школьных СМИ, что стимулирует создание и развитие медиацентров. Участие в них требует от школ наличия функционирующих медиапроектов. Примеры таких мероприятий:
* Конкурс "Юнкор": направлен на выявление и поддержку юных журналистов.
* Конкурс "Медиастарт": поощряет создание новых медиапроектов в школах.
* Фестивали школьного телевидения и радио: демонстрируют достижения школьных студий.
Поддержка и методическое обеспечение: Учреждения образования, такие как Академия последипломного образования (АПО) и Национальный институт образования (НИО), разрабатывают методические рекомендации, проводят курсы повышения квалификации для педагогов, курирующих школьные медиацентры.
Техническое оснащение: В рамках модернизации школ и реализации проектов по цифровизации образования, многие учреждения получают или обновляют оборудование для создания медиаконтента (видеокамеры, микрофоны, компьютеры, программное обеспечение для монтажа).
2021 — экспериментальный проект «Медиацентр» охватил первую группу школ (в ряде регионов/школ) — В открытых публикациях отмечено, что в 2021 году 14 школ Беларуси охвачены экспериментальным проектом «Медиацентр» (упоминание об охвате школ проектом). Это важная веха — переход от разрозненных кружков к оформленным экспериментальным площадкам. [Четырнадцать школ Беларуси охвачены экспериментальным проектом "Медиацентр" 🌐news.by]
2024 (5 марта 2024) — официальная постановка задачи: в каждой минской школе должны появиться школьные театры и медиацентры — На итоговой коллегии Комитета по образованию Мингорисполкома поставлена задача обеспечить появление школьных медиацентров в каждой школе города в ближайшие годы. Это сигнал о системном (городском) уровне поддержки. [В каждой минской школе в ближайшие годы должны появиться школьные театры и медиацентры🌐belta.by]
2024–2025 гг.: Масштабирование и концептуализация проекта
- В августе 2024 года представители комитета по образованию Мингорисполкома объявили о планах развернуть школьные медиацентры и театральные площадки в каждой школе столицы в течение двух-трех лет. Это одна из пяти приоритетных задач в сфере воспитательной работы, наряду с военно-патриотическими и спортивными клубами.
- В учебном году 2024/25 официально стартовал проект создания школьных медиацентров как форм объединений по интересам.
Сентябрь 2024 – март 2025: Переход к полномасштабной реализации
- Сентябрь 2024 года — запуск градостроительной сети медиацентров в первой волне школ; медиацентры получили статус обязательной части воспитательной среды.
- В марте 2025 года состоялся городской фестиваль-конкурс детско‑юношеских СМИ «ЮНКОР.by», в рамках которого медиакоманды из 17 школ представили свои проекты. Инициатива реализована в составе городского проекта «Школьный медиацентр».
2025 (1 апреля 2025) — конкретизация: Комитет по образованию Мингорисполкома дает поручение о создании медиацентров в каждой школе; данные о численности вовлеченных школьников — В крупнейших столичных СМИ опубликованы сюжеты/репортажи о поручении Комитета по образованию: в ближайшие годы в каждой школе Минска должны появиться медиацентры; в материалах указывается, что 3 тысячи школьников уже занимаются в медиа-кружках (оценочные цифры и первые шаги внедрения). [В каждой школе Минска должны появиться медиацентры 🌐ctv.by]
Инфраструктурные изменения и цифровая интеграция
- На городском методическом портале учреждений дополнительного образования г. Минска запущен раздел «Школьный медиацентр», объединяющий все участники проекта. Здесь публикуются новости, лучшие практики, методические материалы, шаблоны для медиаконтента и форма профиля медиацентра.
Нынешний статус Городского проекта "Школьный медиацентр»: сотни действующих медиа-точек.
В материалах СМИ и сайтах учреждений дополнительного и среднего образования перечислены действующие медиацентры (например, «Свежий ветер» в Гимназии №146, «РанакМедиа» и др.), создан сайт городского проекта "Школьный медиацентр" с каталогами и статистикой проекта.
Это означает, что в 2024–2025 гг. проект оформился как видимая и значимая городская инициатива.